Инновационные продукты ООО ЗВК «БЕРВЕЛ» для решения задач по развитию Арктической зоны РФ.

13.09.2019

Тема развития Арктических регионов нашей страны не нова, но в последнее время она получила новый импульс к развитию. В 2014 году постановлением Правительства РФ №366 от 21 апреля была утверждена государственная программа «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской федерации на период до 2020 года» с тремя подпрограммами, в августе 2017 года в нее были внесены изменения — программа получила продление ее реализации до 2025г. и бюджет в более чем 190 млрд. руб.

Один из ее принципов - каркасно-кластерный подход. Такой подход подразумевает, с одной стороны, развитие уже имеющегося энергетического и транспортного фундамента (каркаса), а с другой стороны, надстраивание на этот каркас следующих составляющих. Результатом этих процессов должна стать сильная и всесторонне развитая Арктическая зона РФ. В частности, для реализации этой задачи необходимо модернизировать или создать заново транспортную инфраструктуру, которая позволит решить все остальные задачи: от доставки материальных ресурсов для реализации любого проекта до транспортировки готового продукта. В первую очередь, речь идет о водном и железнодорожном транспорте: танкеру нужен порт, со всей сопутствующей инфраструктурой; железнодорожному составу - пути и узлы обслуживания; персоналу, без которого невозможно функционирование ни одного объекта - условия для работы и отдыха. При этом специфика климата осваиваемых территорий ставит перед предприятиями страны масштабные задачи по проектированию и освоению инновационных продуктов, способных отвечать самым высоким требованиям.

 Завод высокопрочного крепежа «БЕРВЕЛ» (ООО ЗВК «БЕРВЕЛ») - предприятие, оснащенное самым современным производственным и лабораторным оборудованием, что позволяет ему активно осваивать передовые технологии производства крепежной продукции и успешно выводить на рынок продукты, которые в нашей стране до сих пор не производились. Так, например, впервые освоен выпуск крепежа с цинк-ламельным покрытием. Применение такого крепежа очень широко распространено за рубежом, но в России до последнего времени его применение было ограничено, так как отечественные предприятия его не производили, а импортный крепеж с таким покрытием очень дорог. Сегодня крепеж с цинк-ламельным покрытием успешно используется в отечественном мостостроении, промышленно-гражданском строительстве и, конечно, в машиностроении.

Также впервые на заводе высокопрочного крепежа «БЕРВЕЛ» было налажено массовое производство крепежа из атмосферостойкой стали. Это позволяет дать новый импульс к применению атмосферостойких сталей при строительстве инфраструктурных объектов.

Применение атмосферостойких сталей в строительстве получило свое распространение с 60-х годов XX века в зарубежном мостостроении. Главным преимуществом использования металлоконструкций из таких сталей перед традиционными является отсутствие необходимости их дополнительной коррозионной защиты, в первую очередь, цинкования или окраски. Эти стали, как следует из их названия, в силу своих свойств изначально обладают коррозионной стойкостью. Сейчас тысячи пролетных строений из атмосферостойкой стали без окраски находятся в эксплуатации в странах Америки и Европы, в Японии, Австралии и Новой Зеландии.

Наиболее дискуссионной стороной таких металлоконструкций являются их эстетические характеристики. Пожалуй, в густонаселенных районах в теплом и умеренном климате, есть место спорам об эстетике. Но и здесь все не однозначно. Атмосферостойкие стали во всем мире получили большое распространение не только в инфраструктурном строительстве, но и в целом ряде промышленных и гражданских проектов; им отдают предпочтение многие современные архитекторы и дизайнеры именно за их эстетические свойства. В удаленных и труднодоступных районах на первый план выходят все-таки эксплуатационные свойства, в частности, отсутствие необходимости в окраске при монтаже, и, что еще важнее, при дальнейшей эксплуатации. Применение атмосферостойких сталей в итоге дает экономию как на этапе строительства, так и (в еще большей степени) на этапе эксплуатации объекта.

Опыт применения металлических конструкций из подобной стали есть и в нашей стране. Так, еще в 1989 году по заказу Департамента пути и сообщений МПС на заводе «Азовсталь» были выплавлены 3 плавки стали марки 14ХГНДЦ, и прокатаны на толстый лист толщиной от 12 до 20 мм. Из этого листа в дальнейшем были изготовлены три опытных пролетных строения решетчатого типа с ездой понизу по типовому проекту (1293К). Длина пролетных строений составила 55 м.

В течение 1989-1990 годов пролетные строения были смонтированы и установлены в действующие участки пути на трех железных дорогах России: Юго-Восточной (через реку Ворона, 579 км перегона Кирсанов-Ртищево), Восточно-Сибирской (через реку Снежная, 5383 км перегона Мурино-Выдрино) и Южно-Уральской (через реку Камышлы-Аят, 175 км перегона Карталы-Айдырля). Обследование технического состояния опытных пролетных строений после 20 лет эксплуатации без окраски показало, что все три находятся в удовлетворительном состоянии и эксплуатируются в обычном режиме. Все дело в том, что сработал, как и планировалось, защитный механизм данного вида материала - на поверхности неокрашенных элементов образовался тонкий слой продуктов коррозии толщиной не более 0,3 мм. Этот слой и защищает конструкции от дальнейшей коррозии. Элементы пролета имеют темно-коричневый цвет.

В последнее время был построен и в настоящее время строится еще ряд объектов из атмосферостойкой стали, при этом используется сталь российского производства.

Долгие годы одной из проблем, препятствующей развитию мостостроения из атмосферостойкой стали, являлось отсутствие соответствующего крепежа для этих конструкций. Для сохранения коррозионной стойкости таких конструкций необходимо использовать крепеж также из атмосферостойкой стали. До последнего времени такой крепеж ни одно из отечественных предприятий не производило. На опытных мостах применялись стандартные для данного вида металлоконструкций крепежные элементы; применение стали, позволяющей поддержать свойства самих конструкций, Российскими стандартами (ГОСТ 22356-77 и ГОСТ 52643-2006) не предполагалось. Головки болтов, гайки и шайбы были просто окрашены при монтаже в темно-коричневый цвет.

В настоящее время проблема производства крепежа из атмосферостойкой стали решена на заводе высокопрочного крепежа «БЕРВЕЛ». Крепеж полностью соответствует высоким требованиям внутрикорпоративного стандарта, разработанного на основе ГОСТ 53664-2009, что позволяет успешно применять его в настоящее время на строительстве инфраструктурных объектов. Высокопрочный крепеж из атмосферостойкой стали производства ООО ЗВК «БЕРВЕЛ» - это недостающее звено для более широкого распространения такого инновационного решения, как применение специальных атмосферостойких сталей в строительстве объектов инфраструктуры, в том числе и при развитии Арктической зоны Российской Федерации.